It’s real for us
Не прошло и... и я записала поток своих мыслей. Реалистично смотря на вещи я понимаю, что структуировать их лучше не успею. Поэтому принимайте так.
Одни сплошные спойлеры.
читать дальше
История Снейпа. Вот многие тут плюются по поводу истории снейповской, как выразился Вольдеморт «supposed great love». Якобы это все мелодрамма, и ах, как это Роулинг могла нам подсунуть такое тривиальное, угаданное тысячу раз до нее фикрайтерами самого низкого пошиба (читай - гетерами), объяснение снейповых мотивов. Некоторые даже кидаются фразами типа того что это одна из идей, которую Роулинг у фикрайтеров-то и попёрла, но на эту тему я даже начинать не буду.
Как всё есть на самом деле. Были времена, когда существовало поняте рыцарской любви, любви, которая вдохновляла на подвиги. Были времена, когда люди дрались на дуэлях, потому что честь ценилась больше жизни. Возможно, это было лучшее в тех временах.
А еще когда-то офицеры стреляли себе в висок, если их солдаты бежали с поля боя. Причем это было всего лет 100 назад. Страсти бушевали и позже, пока не произошел поворот в сознании, по-новому расставивший акценты. Теперь пафос и высой стиль не модны, теперь на первом месте стоит умеренность и способность преодолеть трудности а не трусливый от них уход в окно 15 этажа.
Книги Роулинг имеют очень сильные привязки к сказочным средним векам, легендам и мифам. Хотябы поэтому любовь Снейпа к Лили прекрасным образом вписывается в эту историю. Если отвлечься и подумать, например, о Вольдеморте: всё, начиная от его пафосного имени, Злодейского Смеха, змеиной тематики и заканчивая общей нечеловечностью и искореженной душой – делает его сказочным персонажем. А теперь вспомним, например, такой момент: он идет убивать маленького Гарри по улочке современного провинциального городка, он видит свет в окне, диван... это так же сильно, как сказанная Гарри в 4-й книге фраза: «Вольдеморт в Литтл Уилинге?». В том-то и дело, что Роулинг не только Волдеморта, но и других своих абсолютно сказочных/мифических/архетипических персонажей ставит на бекграунд стандартной жизни, будь то переменки в Хогвартсе или авралы в министерстве. Но и это не все, она самих персонажей пишет в до предела смешанной технике: одновременно и маслом и фотошопом. В результате получается, что посмотрев с одного угла, мы видим эпос, с другого – приключения обычного мальчишки. В результате Снейп одновременно и прекрасен и смешон.
А вот теперь мы с вами, мои дорогие фандомовцы, имеем двойной стандарт. Игры, причем для многих из нас, не претворяйтесь, вполне серьезные, в Упивающихся Смертью, черепа со змеями, слизеринскую гордость, в Снейп Супер Стар и т.д., - это стильно, а вот Снейп, влюбленный, да еще и всю жизнь, в Лили – это атцтой. Готика, которая была придумана в 18 веке - это вообще любимая многими сейчас игра. НЕ атцтой также слеш, который делится на порнуху, романтику и джен, замаскированый под слеш (т.е. по-настоящему хорошие фики). В принципе, приемлема и вторая категория – романтика, но это ро-ман-ти-ка. Это тоже было до поворота сознания, вы понимаете? Т.е. получается, что в Снейп+Лили не устраивает только то, что это гет. И здесь мне сказать уже просто нечего, ибо это самая что ни на есть дискриминация и, извините, глупость.
Мои маленькие радости и большие заморочки. Многие подозревали, что Снейп был влюблен в Лили, я в их числе. Я верила, что это так, это был my true pairing. И я написала очень романтичный миди на эту тему, где он продолжал любить ее еще многие годы. Я никогда не мечтала увидеть такое в каноне!
Даже, Долли, Salome, фотка, которую он стырил, у меня была...
По существу мене важно то, что волновавший меня тогда вопрос – о приходе и уходе любви – ответ на который, как мне казалось, я нашла, вновь воскрес для меня и вновь кажется нерешенным. Хоть переписывай фанфик, только так и неясно, как...
Даже так получается: Роулинг, она мудрая, она поступила в классических традициях и убила Снейпа. Я пытаюсь найти какой-то другой выход, и не уверенна, что нашла правильный.
И заново о Снейпе подвиг Снейпа состоит в том, что он не поддался на общепринятые, малоотрефлексированные малодушные нормы, для которых такая любовь – мелодрамма, самообман, нерациональность.
Даже Дамблдор удивляется увидев того же патронуса через много лет. Не говоря уже про Вольдеморта, который говорит, что женщин много, что тебе, Северус, мешает трахать любую из них? Словом, реакцию фандома наверное можно оправдать.
Заметим, что Снейп не поддался, это делает его настоящим волшебником по почти-определению из первой книги – человеком, не боящимся выходить за границы наезженной колеи норм. Это очень красиво, это по-рыцарски: делать что-то, жить, рисковать, добиваться во имя любимого человека, особенно если он и умер, ведь это значит что его память живет, это всё то же обретение бессмертия. И когда (если!, блин) читатель это понимает, у него возникает чувство уважения и даже может быть у кого-то зависти к истории Северуса Снейпа.
Очень жизненной мне видится ситуация, которая развела Снейпа и Лили. В чате Ро говорила, что Лили со временем смогла бы полюбить его в романтическом смысле этого слова, если бы не Темные искусства. Он был так ослеплен любовью к ним, что искренне думал, что став УпСом произведет на нее впечатление. Это так по-человечески для мужиков; мальчишек, упираться в своё. Упорство и вера в свои идеалы и достоинство, которое вдруг каким-то неимоверным и, главное, непоправимым поворотом становится приговором. Недавно я и Cornelia обсуждали это, и она сказала что ее обрадовала открывшаяся истинная причина по которой сцена у озера названа «худшим воспоминанием» Снейпа. Дело не в том, что он не может забыть «детские шалости», а дело в том, что он назвал тогда Лили грязнокровкой. Т.е. этот момент и стал точкой невозврата для него. Но еще трагичнее мне кажется этот эпизод:
‘I know James Potter’s an arrogant toerag,’ she said, cutting across Snape. ‘I don’t need you to tell me that. But Mulciber and Avery’s idea of humor is just evil. Evil, Sev. I don’t understand how you can be friends with them.’
Harry doubted that Snape had even heard her strictures on Mulciber and Avery. The moment she had just insulted James Potter, his whole body relaxed, and as they walked away there was a new spring in Snape’s step…
Местами сокращенный и упрощенный перевод:
«Я сама знаю, что Джеймс козел, не нужно мне этого говорить. Но шутки Мальцибера и Эйвери злые. Злые, Сев. Я не понимаю, как ты можешь с ними дружить».
Гарри сомневался, что Снейп хотя бы слышал ее осуждение Мальцибера и Эйвери. С момента, когда она оскорбила Джеймса, все его тело расслабилось, а в походка стала живее.
Бедный, бедный Северус! Как он ослеплен своим unsatisfied longing. Я представляю себе как с 9-10 лет, постепенно, по нарастающей, он пытается произвести на нее впечатление, и каждый следующий облом тяжелее предыдущего, а промежуточных побед мало, т.к. они не приносят ему действительно важную полную победу.
И конечно, ужасно забавно: маленький Северус кривится, когда слышит Джеймсово, воячно-рыцарская: «Griffindor, where dwell the brave at heart!», после чего сам, много лет… ))
О любви как волшебной силе (повторяю свой довод из одной дискуссии):
Про Беллину любовь, которая не работает щитом для ее возлюбленного Лорда.
У человека, такого беспощадного как Белла (об этом красноречиво говорят ее поступки: убийства, пытки) не может в сердце быть настоящей любви, только одержимость. Ни один из имеющихся в тексте моментов о ней и Лорде не опровергают это. Кстати, на мой взгляд, дан некорректный перевод фразы: «she spoke as if to a lover» ("она говорила, словно с любимым человеком"), правильнее тут «с любовником». Чувствуете разницу?
Между влюбленностью (это максимум, который можно приписать Белле) и любовью пропасть. Влюбляются люди в образ или в себя через свой идеальный «предмет». Влюбленность - чувство более поверхностное и, часто, более бурное, чем любовь (очень похоже на Беллу).
Я начала с ее жестокости. Отсутствие сострадание ко всем людям, в целом, переполненность ненавистью – вот главные признаки, которые говорят о том, что она не умеет любить. Любовь (та, о которой говорит Роулинг) к человеку дает любящему понимание мира совсем иного уровня, однажды почувствовав ее к другому человеку, вы неизбежно меняется ваш взгляд на остальных людей. Именно в этом, несколько неожиданном эффекте, и заключается ее величие.
И еще одна известная истина: полюбить другого можно только полюбив себя. У меня создается впечатление, что вся эта одержимость Беллы – это по сути затыкание зияющих дыр в ее самооценке. Любые чувства, испытываемые ею (и тут она вызывает мое искреннее сострадание) не смогут преодолеть этот качественный барьер и не станут любовью с большой буквы «Л».
Ну тут конечно мы опять вспоминаем про Снейпа, и его чувства. Мне это видится так.
Его чувства сильно продвинулись с годами, от желания обладать (не буквально) до предельной преданности. Вообще, лет до 13 как минимум, дети не способны на по-настоящему глубокие чувства; эмоционально люди развиваются медленнее, чем умственно. Да и в чувственное желание в этом возрасте у среднестатистического челека я не верю. Получается, что на первой стадии Снейп выбирает головой. Мне тут видится прежде всего уважение к таланту Лили. Кроме того, у явно недолюбленного и возможно, одинокого Северусёнкаа были сильные собственнические инстинкты: он нашел ее, выследил, всё ей объяснил, уж теперь-то она точно его друг! Ключевое слово «его» =) Не зря , возможно, Роулинг дважны повторяет слово "жадно", описывая его взгляд. (И практически это же было написано Textualsphinx в моем любимом фанфике тысячу лет назад =) zerkala.borda.ru/?1-0-0-00000174-000-0-0-112298... )
Всё-таки, меня не покидает чувство, что многие, кто обзывают книги Роулинг очень слабой литературой, не сильно напрягаются, чтобы найти в них достоинства. Акценты, расставляемые с помощью определенных слов в их числе. Еще мне понравился преход от ужасов войны (Гарри только узнал о гибели Рема и Тонкс, винит себя) к первой сцене из детских воспоминаний Снейпа. Залитая солнцем детская площадка, теплая земля, качели с которых взмывает вверх Лили, - все говорит о легкости, беззаботности, золоте детства.
И тут же не такая солнечная, но несомненно одна из самых счастливых для Снейпа их бесед с Лили, в тени деревьев. Она обсуждают планы на будущее, Хогвартс, в чем хорошо слышится романтический флер. Лили все повторяет спрашивает: «It is real, isn’t it?”» (это действительно правда?). «It’s real for us» - отвечает он. Я беру кусочек мечты о альтернативном мире себе в подпись.
От Снейпа в кой-то веки исходит уверенность в себе, преображающая даже его дурацкую одежду и ту Жуть, что заменяет ему прическу. Слова «... уверенный в своей судьбе /будующем, предназначении», заставляют вспомнить в реальности из которой только что пришел Гарри, где Снейп погиб, где он геройствовал. Знал бы он, что вся его destiny до последней секунды будет связана с этой самой девочкой. В юности будущее представлялось широченным и сверкающем, даже, я думаю, расправившему павлиний хвост Северусу.
Чуть не забыла! Чувства Снейпа даже в детстве не стоит упрощать, вот цитата:
Dementors are for people who do really bad stuff. They guard the wizard prison, Azkaban.You’re not going to end up in Azkaban, you’re too – ”
He turned red again and shredded more leaves.
(Дементоры только для людей, делающих действительно плохие вещи. они храняют Азкабан. Тебя не отправят в Азкабан, ты слишком...
Он покраснели и стал опять разрывать листья)
Мне кажется, этосамый романтический (реальный) момент связанный с Лили в его жизни говорит о том, что он практически осознано чувстовавал, какая она добрая и справедливая. Это делает его еще большим дураком (в стремлении стать УпСом), но и добавляет глубины в образ. От того, что он уже в детстве что-то такое прочувствовал я просто прусь...
Всё это отголоски настоящей любви, ИМХО.
***
Тема полета возникает как-то резко в 7-й книге (я имею в виду полета без вспомогательных средств, типа метлы или дракона, хотя это тоже интересно было бы проковырять), возможно, это нам сигнал «обратите внимание!». Возникает интересное противопоставление ангелоподобной маленькой Лили и летющего Волдеморта. Третий - Снейп. И опять он во всей красе своей неоднозначности зависает посередине между добром и злом... но это я уже фантазирую =)
Полет это либо возвышанное состояние, либо вдохновение, опьянение, радость. Первое, я приписываю общему состоянию Лили, второе – Вольдеморту. Загадкой остается Снейп.
Вопросом остается, можем ли мы говорить о возвышенности в его душе? Сумел ли он подняться над позорным «Keep her – them – safe.» (сохраните ей – им – жизнь)? В конце зимы 97-го он кричит теперь знаменитое «“For him?”» и показывает патронуса Дамблдору. Тут важно, что его до сих пор скручивает от Гарри (Джеймса), значит, качественного прорыва еще не было (его, кстати, совершает Гарри, об этом говорит то что он поменял свое отношение к Снейпу, млодец!).
Самое интерсное происходит потом. Мы помним, как ревностно молодой Снейп защищал свою privacy, взял с Дамблдора слово, что тот – особенно сыну Поттера – не расскажет про него Лили. Есть все основания думать, что уупёртого упорного Снейпа тут ничего не поменялось, при этом он... показывает Гарри самые личные воспоминания, включая слезы над найденым у Сириуса письмом. Возможны два варианта:
Либо он таки признал в Гарри человека (возможно формальная задача – выследить его и передать ему сведения как-то сыграла роль, возможно он по-другому думал о Поттере и обнаружил, что тот - человек)
Либо он это сделал превозмогая себя, просто титаническим усилием. Потому что понимал что так надо. Это, я считаю, практически то же самое что первое, т.к. он прямо посмотрел в лицо реальности, признав что все его привычные позиции – только иргы в прятки самим с собой. ИМХО, заслуживает уважения. Возможно, он верил Дамбладору (и получил, не зная этого великую награду за это, ведь Гарри не умер и Дамбладор это предвидел, зачем иначе ему было уточнять, что Вольдеморт обязательно сам должен убить его? Любой мог бы уничтожить хоркрукс).
Считается, что на пороге смерти проясняется сознание. Это заставляет меня склоняться ко второму варианту.
Еще интересная мне деталь:
“Her son lives. He has her eyes, precisely her eyes. You remember the shape and color of Lily Evans’s eyes, I am sure?”
“DON’T!” bellowed Snape. “Gone…dead…”
“Is this remorse, Severus?”
“I wish…I wish I were dead…”
(Д. напоминает ему о ее глазах, он останавливает его; Д спрашивает, не раскаяние ли это, Снейп отвечает: «Лучше бы... лучше бы я умер»).
Важно: 1. Слово «раскаяние», оно использовалось раньше в очень серьезном контексте починки души. 2. Северус желает, несомненно искренне, чтобы умер он а не она. Расаяние, по гермиониной книге, приносит невероятные страдания. Чтобы прекратить боль ли, чтобы вернуть ее ли он хочет умереть, не суть – это большой шаг вперед. Снейп очень далек теперь от желания обладать.
То, что я писала про подвиг Снепа, что не поддался общепринятым нормам забудем, посмотрим с более привычного ракурса.
В перебранке с директором о своей службе у Вольдеморта он произносит: «… что я делаю по вашему приказу!».
На сколько нам известно, Снейпа связывает только данное им слово. Это не нерушимая клятва, поэтому Снейп практически свободен формально. Я (это всё спекуляции, не утверждаю) думаю, что весь повелительный/менторский тон Дамблдора происходит не из манипуляторских замашек последнего, а из понимания, что Снейпу нужен предлог, чтобы оставаться в его положении. Все эти слова которые он бросает, в том числе в ходе упомянутой перепалки, по большому счету только слова и необходимость поупрямится. Т.е. обычный снейповский детсад. Его истиное отношение к/с директору видно в сцене когда он лечит ему руку. Ну просто такая семейная картина: «какое безобразие, почему вы не обратились ко мне раньше, кольцо зачем-то одели – ведете себя как ребенок!» «Ну золотко, ну не могу я тебе правды сказать, придется сочинять отмазки».
Поймите меня правильно, терпеливые читатели, я не думаю, что это единственная грань в их отношениях, и главное, мотивации Снейпа. В каждой шутке есть доля шутки, и в каждой маске есть кусок настоящего лица. Все запутано; важно суметь выделить главное. И в этом смысле я решительно не вижу Дамблдора манипуляторм и предателем, а Снейпа где-либо кроме опаснейшей шпионской роли.
Он несомненно амбициозен, и ему нужна опасная и важная миссия. Но он не просто азартный и бездушный игрок, он понимает, что только он может быть таким двойным агентом. Он несомненно поменял приоритеты («только тех, кого я не могу спасти», «не используй это слово»).
Чем же стала для него Лили, после смерти? Во-первых, хочется отметить очередную параллель, с Гарри что мне чудится. Лили - ангел. Другие кусочки: дурацкая маггловская одежда с чужего плеча; Хогвартс ставший домом для покинутых детей, Гарри, Ридла, Снейпа....
Я думаю, тут во-первых, опять на первый план выходит мозг. Т.е. Снейп культивирует в себе осознанную верность ей, совершает что-то во имя ее. Во-вторых, у него тут имеется шанс сильно продвинуться в понимании любви как неэгоистичного чувства. Судя по количеству лет, которые он ей верен, ему это удалось. Возможно он даже догадался, что пока человек жив, но не с тобой, тоже можно быть счастливым, просто от того что его удалось когда-то встретить. Увы, история так печальна, что даже догадавшись, он не смог бы не плакать найдя её «Lots of love».
А может и нет, мы же о Снейпе говорим, может он всё это делал из чистого упрямства.... =)
Одни сплошные спойлеры.
читать дальше
История Снейпа. Вот многие тут плюются по поводу истории снейповской, как выразился Вольдеморт «supposed great love». Якобы это все мелодрамма, и ах, как это Роулинг могла нам подсунуть такое тривиальное, угаданное тысячу раз до нее фикрайтерами самого низкого пошиба (читай - гетерами), объяснение снейповых мотивов. Некоторые даже кидаются фразами типа того что это одна из идей, которую Роулинг у фикрайтеров-то и попёрла, но на эту тему я даже начинать не буду.
Как всё есть на самом деле. Были времена, когда существовало поняте рыцарской любви, любви, которая вдохновляла на подвиги. Были времена, когда люди дрались на дуэлях, потому что честь ценилась больше жизни. Возможно, это было лучшее в тех временах.
А еще когда-то офицеры стреляли себе в висок, если их солдаты бежали с поля боя. Причем это было всего лет 100 назад. Страсти бушевали и позже, пока не произошел поворот в сознании, по-новому расставивший акценты. Теперь пафос и высой стиль не модны, теперь на первом месте стоит умеренность и способность преодолеть трудности а не трусливый от них уход в окно 15 этажа.
Книги Роулинг имеют очень сильные привязки к сказочным средним векам, легендам и мифам. Хотябы поэтому любовь Снейпа к Лили прекрасным образом вписывается в эту историю. Если отвлечься и подумать, например, о Вольдеморте: всё, начиная от его пафосного имени, Злодейского Смеха, змеиной тематики и заканчивая общей нечеловечностью и искореженной душой – делает его сказочным персонажем. А теперь вспомним, например, такой момент: он идет убивать маленького Гарри по улочке современного провинциального городка, он видит свет в окне, диван... это так же сильно, как сказанная Гарри в 4-й книге фраза: «Вольдеморт в Литтл Уилинге?». В том-то и дело, что Роулинг не только Волдеморта, но и других своих абсолютно сказочных/мифических/архетипических персонажей ставит на бекграунд стандартной жизни, будь то переменки в Хогвартсе или авралы в министерстве. Но и это не все, она самих персонажей пишет в до предела смешанной технике: одновременно и маслом и фотошопом. В результате получается, что посмотрев с одного угла, мы видим эпос, с другого – приключения обычного мальчишки. В результате Снейп одновременно и прекрасен и смешон.
А вот теперь мы с вами, мои дорогие фандомовцы, имеем двойной стандарт. Игры, причем для многих из нас, не претворяйтесь, вполне серьезные, в Упивающихся Смертью, черепа со змеями, слизеринскую гордость, в Снейп Супер Стар и т.д., - это стильно, а вот Снейп, влюбленный, да еще и всю жизнь, в Лили – это атцтой. Готика, которая была придумана в 18 веке - это вообще любимая многими сейчас игра. НЕ атцтой также слеш, который делится на порнуху, романтику и джен, замаскированый под слеш (т.е. по-настоящему хорошие фики). В принципе, приемлема и вторая категория – романтика, но это ро-ман-ти-ка. Это тоже было до поворота сознания, вы понимаете? Т.е. получается, что в Снейп+Лили не устраивает только то, что это гет. И здесь мне сказать уже просто нечего, ибо это самая что ни на есть дискриминация и, извините, глупость.
Мои маленькие радости и большие заморочки. Многие подозревали, что Снейп был влюблен в Лили, я в их числе. Я верила, что это так, это был my true pairing. И я написала очень романтичный миди на эту тему, где он продолжал любить ее еще многие годы. Я никогда не мечтала увидеть такое в каноне!

По существу мене важно то, что волновавший меня тогда вопрос – о приходе и уходе любви – ответ на который, как мне казалось, я нашла, вновь воскрес для меня и вновь кажется нерешенным. Хоть переписывай фанфик, только так и неясно, как...
Даже так получается: Роулинг, она мудрая, она поступила в классических традициях и убила Снейпа. Я пытаюсь найти какой-то другой выход, и не уверенна, что нашла правильный.
И заново о Снейпе подвиг Снейпа состоит в том, что он не поддался на общепринятые, малоотрефлексированные малодушные нормы, для которых такая любовь – мелодрамма, самообман, нерациональность.
Даже Дамблдор удивляется увидев того же патронуса через много лет. Не говоря уже про Вольдеморта, который говорит, что женщин много, что тебе, Северус, мешает трахать любую из них? Словом, реакцию фандома наверное можно оправдать.
Заметим, что Снейп не поддался, это делает его настоящим волшебником по почти-определению из первой книги – человеком, не боящимся выходить за границы наезженной колеи норм. Это очень красиво, это по-рыцарски: делать что-то, жить, рисковать, добиваться во имя любимого человека, особенно если он и умер, ведь это значит что его память живет, это всё то же обретение бессмертия. И когда (если!, блин) читатель это понимает, у него возникает чувство уважения и даже может быть у кого-то зависти к истории Северуса Снейпа.
Очень жизненной мне видится ситуация, которая развела Снейпа и Лили. В чате Ро говорила, что Лили со временем смогла бы полюбить его в романтическом смысле этого слова, если бы не Темные искусства. Он был так ослеплен любовью к ним, что искренне думал, что став УпСом произведет на нее впечатление. Это так по-человечески для мужиков; мальчишек, упираться в своё. Упорство и вера в свои идеалы и достоинство, которое вдруг каким-то неимоверным и, главное, непоправимым поворотом становится приговором. Недавно я и Cornelia обсуждали это, и она сказала что ее обрадовала открывшаяся истинная причина по которой сцена у озера названа «худшим воспоминанием» Снейпа. Дело не в том, что он не может забыть «детские шалости», а дело в том, что он назвал тогда Лили грязнокровкой. Т.е. этот момент и стал точкой невозврата для него. Но еще трагичнее мне кажется этот эпизод:
‘I know James Potter’s an arrogant toerag,’ she said, cutting across Snape. ‘I don’t need you to tell me that. But Mulciber and Avery’s idea of humor is just evil. Evil, Sev. I don’t understand how you can be friends with them.’
Harry doubted that Snape had even heard her strictures on Mulciber and Avery. The moment she had just insulted James Potter, his whole body relaxed, and as they walked away there was a new spring in Snape’s step…
Местами сокращенный и упрощенный перевод:
«Я сама знаю, что Джеймс козел, не нужно мне этого говорить. Но шутки Мальцибера и Эйвери злые. Злые, Сев. Я не понимаю, как ты можешь с ними дружить».
Гарри сомневался, что Снейп хотя бы слышал ее осуждение Мальцибера и Эйвери. С момента, когда она оскорбила Джеймса, все его тело расслабилось, а в походка стала живее.
Бедный, бедный Северус! Как он ослеплен своим unsatisfied longing. Я представляю себе как с 9-10 лет, постепенно, по нарастающей, он пытается произвести на нее впечатление, и каждый следующий облом тяжелее предыдущего, а промежуточных побед мало, т.к. они не приносят ему действительно важную полную победу.
И конечно, ужасно забавно: маленький Северус кривится, когда слышит Джеймсово, воячно-рыцарская: «Griffindor, where dwell the brave at heart!», после чего сам, много лет… ))
О любви как волшебной силе (повторяю свой довод из одной дискуссии):
Про Беллину любовь, которая не работает щитом для ее возлюбленного Лорда.
У человека, такого беспощадного как Белла (об этом красноречиво говорят ее поступки: убийства, пытки) не может в сердце быть настоящей любви, только одержимость. Ни один из имеющихся в тексте моментов о ней и Лорде не опровергают это. Кстати, на мой взгляд, дан некорректный перевод фразы: «she spoke as if to a lover» ("она говорила, словно с любимым человеком"), правильнее тут «с любовником». Чувствуете разницу?
Между влюбленностью (это максимум, который можно приписать Белле) и любовью пропасть. Влюбляются люди в образ или в себя через свой идеальный «предмет». Влюбленность - чувство более поверхностное и, часто, более бурное, чем любовь (очень похоже на Беллу).
Я начала с ее жестокости. Отсутствие сострадание ко всем людям, в целом, переполненность ненавистью – вот главные признаки, которые говорят о том, что она не умеет любить. Любовь (та, о которой говорит Роулинг) к человеку дает любящему понимание мира совсем иного уровня, однажды почувствовав ее к другому человеку, вы неизбежно меняется ваш взгляд на остальных людей. Именно в этом, несколько неожиданном эффекте, и заключается ее величие.
И еще одна известная истина: полюбить другого можно только полюбив себя. У меня создается впечатление, что вся эта одержимость Беллы – это по сути затыкание зияющих дыр в ее самооценке. Любые чувства, испытываемые ею (и тут она вызывает мое искреннее сострадание) не смогут преодолеть этот качественный барьер и не станут любовью с большой буквы «Л».
Ну тут конечно мы опять вспоминаем про Снейпа, и его чувства. Мне это видится так.
Его чувства сильно продвинулись с годами, от желания обладать (не буквально) до предельной преданности. Вообще, лет до 13 как минимум, дети не способны на по-настоящему глубокие чувства; эмоционально люди развиваются медленнее, чем умственно. Да и в чувственное желание в этом возрасте у среднестатистического челека я не верю. Получается, что на первой стадии Снейп выбирает головой. Мне тут видится прежде всего уважение к таланту Лили. Кроме того, у явно недолюбленного и возможно, одинокого Северу
Всё-таки, меня не покидает чувство, что многие, кто обзывают книги Роулинг очень слабой литературой, не сильно напрягаются, чтобы найти в них достоинства. Акценты, расставляемые с помощью определенных слов в их числе. Еще мне понравился преход от ужасов войны (Гарри только узнал о гибели Рема и Тонкс, винит себя) к первой сцене из детских воспоминаний Снейпа. Залитая солнцем детская площадка, теплая земля, качели с которых взмывает вверх Лили, - все говорит о легкости, беззаботности, золоте детства.
И тут же не такая солнечная, но несомненно одна из самых счастливых для Снейпа их бесед с Лили, в тени деревьев. Она обсуждают планы на будущее, Хогвартс, в чем хорошо слышится романтический флер. Лили все повторяет спрашивает: «It is real, isn’t it?”» (это действительно правда?). «It’s real for us» - отвечает он. Я беру кусочек мечты о альтернативном мире себе в подпись.
От Снейпа в кой-то веки исходит уверенность в себе, преображающая даже его дурацкую одежду и ту Жуть, что заменяет ему прическу. Слова «... уверенный в своей судьбе /будующем, предназначении», заставляют вспомнить в реальности из которой только что пришел Гарри, где Снейп погиб, где он геройствовал. Знал бы он, что вся его destiny до последней секунды будет связана с этой самой девочкой. В юности будущее представлялось широченным и сверкающем, даже, я думаю, расправившему павлиний хвост Северусу.
Чуть не забыла! Чувства Снейпа даже в детстве не стоит упрощать, вот цитата:
Dementors are for people who do really bad stuff. They guard the wizard prison, Azkaban.You’re not going to end up in Azkaban, you’re too – ”
He turned red again and shredded more leaves.
(Дементоры только для людей, делающих действительно плохие вещи. они храняют Азкабан. Тебя не отправят в Азкабан, ты слишком...
Он покраснели и стал опять разрывать листья)
Мне кажется, это
Всё это отголоски настоящей любви, ИМХО.
***
Тема полета возникает как-то резко в 7-й книге (я имею в виду полета без вспомогательных средств, типа метлы или дракона, хотя это тоже интересно было бы проковырять), возможно, это нам сигнал «обратите внимание!». Возникает интересное противопоставление ангелоподобной маленькой Лили и летющего Волдеморта. Третий - Снейп. И опять он во всей красе своей неоднозначности зависает посередине между добром и злом... но это я уже фантазирую =)
Полет это либо возвышанное состояние, либо вдохновение, опьянение, радость. Первое, я приписываю общему состоянию Лили, второе – Вольдеморту. Загадкой остается Снейп.
Вопросом остается, можем ли мы говорить о возвышенности в его душе? Сумел ли он подняться над позорным «Keep her – them – safe.» (сохраните ей – им – жизнь)? В конце зимы 97-го он кричит теперь знаменитое «“For him?”» и показывает патронуса Дамблдору. Тут важно, что его до сих пор скручивает от Гарри (Джеймса), значит, качественного прорыва еще не было (его, кстати, совершает Гарри, об этом говорит то что он поменял свое отношение к Снейпу, млодец!).
Самое интерсное происходит потом. Мы помним, как ревностно молодой Снейп защищал свою privacy, взял с Дамблдора слово, что тот – особенно сыну Поттера – не расскажет про него Лили. Есть все основания думать, что у
Либо он таки признал в Гарри человека (возможно формальная задача – выследить его и передать ему сведения как-то сыграла роль, возможно он по-другому думал о Поттере и обнаружил, что тот - человек)
Либо он это сделал превозмогая себя, просто титаническим усилием. Потому что понимал что так надо. Это, я считаю, практически то же самое что первое, т.к. он прямо посмотрел в лицо реальности, признав что все его привычные позиции – только иргы в прятки самим с собой. ИМХО, заслуживает уважения. Возможно, он верил Дамбладору (и получил, не зная этого великую награду за это, ведь Гарри не умер и Дамбладор это предвидел, зачем иначе ему было уточнять, что Вольдеморт обязательно сам должен убить его? Любой мог бы уничтожить хоркрукс).
Считается, что на пороге смерти проясняется сознание. Это заставляет меня склоняться ко второму варианту.
Еще интересная мне деталь:
“Her son lives. He has her eyes, precisely her eyes. You remember the shape and color of Lily Evans’s eyes, I am sure?”
“DON’T!” bellowed Snape. “Gone…dead…”
“Is this remorse, Severus?”
“I wish…I wish I were dead…”
(Д. напоминает ему о ее глазах, он останавливает его; Д спрашивает, не раскаяние ли это, Снейп отвечает: «Лучше бы... лучше бы я умер»).
Важно: 1. Слово «раскаяние», оно использовалось раньше в очень серьезном контексте починки души. 2. Северус желает, несомненно искренне, чтобы умер он а не она. Расаяние, по гермиониной книге, приносит невероятные страдания. Чтобы прекратить боль ли, чтобы вернуть ее ли он хочет умереть, не суть – это большой шаг вперед. Снейп очень далек теперь от желания обладать.
То, что я писала про подвиг Снепа, что не поддался общепринятым нормам забудем, посмотрим с более привычного ракурса.
В перебранке с директором о своей службе у Вольдеморта он произносит: «… что я делаю по вашему приказу!».
На сколько нам известно, Снейпа связывает только данное им слово. Это не нерушимая клятва, поэтому Снейп практически свободен формально. Я (это всё спекуляции, не утверждаю) думаю, что весь повелительный/менторский тон Дамблдора происходит не из манипуляторских замашек последнего, а из понимания, что Снейпу нужен предлог, чтобы оставаться в его положении. Все эти слова которые он бросает, в том числе в ходе упомянутой перепалки, по большому счету только слова и необходимость поупрямится. Т.е. обычный снейповский детсад. Его истиное отношение к/с директору видно в сцене когда он лечит ему руку. Ну просто такая семейная картина: «какое безобразие, почему вы не обратились ко мне раньше, кольцо зачем-то одели – ведете себя как ребенок!» «Ну золотко, ну не могу я тебе правды сказать, придется сочинять отмазки».
Поймите меня правильно, терпеливые читатели, я не думаю, что это единственная грань в их отношениях, и главное, мотивации Снейпа. В каждой шутке есть доля шутки, и в каждой маске есть кусок настоящего лица. Все запутано; важно суметь выделить главное. И в этом смысле я решительно не вижу Дамблдора манипуляторм и предателем, а Снейпа где-либо кроме опаснейшей шпионской роли.
Он несомненно амбициозен, и ему нужна опасная и важная миссия. Но он не просто азартный и бездушный игрок, он понимает, что только он может быть таким двойным агентом. Он несомненно поменял приоритеты («только тех, кого я не могу спасти», «не используй это слово»).
Чем же стала для него Лили, после смерти? Во-первых, хочется отметить очередную параллель, с Гарри что мне чудится. Лили - ангел. Другие кусочки: дурацкая маггловская одежда с чужего плеча; Хогвартс ставший домом для покинутых детей, Гарри, Ридла, Снейпа....
Я думаю, тут во-первых, опять на первый план выходит мозг. Т.е. Снейп культивирует в себе осознанную верность ей, совершает что-то во имя ее. Во-вторых, у него тут имеется шанс сильно продвинуться в понимании любви как неэгоистичного чувства. Судя по количеству лет, которые он ей верен, ему это удалось. Возможно он даже догадался, что пока человек жив, но не с тобой, тоже можно быть счастливым, просто от того что его удалось когда-то встретить. Увы, история так печальна, что даже догадавшись, он не смог бы не плакать найдя её «Lots of love».
А может и нет, мы же о Снейпе говорим, может он всё это делал из чистого упрямства.... =)
@темы: фандомное, Severus Snape, ГП-книги
"А мышки плакали, кололись, но продолжали жрать кактус".
Примерно тоже самое ты описала про его "life lasting love" к Лили. И про упрямство я с тобой согласна. Хотя тут мне кажется надо добавить еще и чуство противоречия: "ах, вот ты как, поганый волдеморт, так я тебе отомщу по-своему". И пошло-поехало. Знаешь, такое детское отношение: ты хочешь, чтобы я ноги не мочил, так я назло в лужу залезу и посмотрю на реакцию. И шок СС, кодга он узнал, что Волди вскрыл могилу Дамблдора, вполне доказывает тот факт, что "играя в шпиона", Снейп даже не подозревал, насколько плохо с головой у Риддла.
Но я думаю, все равно, что мотивов много разных, и главный все равно Лили. Просто банально потому что Ро сказала "he loved and was loyal to his love" что-то типа того...
Ну т.е. он поступал в соответствии со своими представлениями о порядочности, и не мог иначе.
Ну, да. Видимо Лили на него повлияла очень сильно. Даже будучи маленькой двочкой.